Пленарное заседание 25.10.2023
Я.Е. Нилов, председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР:
Уважаемые депутаты!
Фракция ЛДПР, конечно, поддержит данную инициативу: это увеличение МРОТ — мы не можем не поддержать. Хотя мы считаем, что, несмотря на увеличение более высокими темпами, действительно МРОТ выше установленного прожиточного минимума, всё равно этого недостаточно.
Ссылаются на медианную методику определения МРОТ. Ну, во-первых, она замораживается. Во-вторых, когда мы её вводили, мы говорили о том, что она будет позитивной для наших граждан, которые работают, получают заработную плату, тогда, когда будут реальный рост заработной платы и низкая инфляция. Что касается инфляции, мы все видим, что происходит, и исходя из этого МРОТ приходится устанавливать ежегодно федеральным законом. Но в этот раз, кроме того что определяется цифра, ещё вносятся изменения в ранее принятые нами законодательные акты.
МРОТ — это федеральная величина, и у регионов действительно есть право устанавливать минимальную заработную плату. Но когда мы слышим, что у регионов есть право устанавливать это и обеспечивать дополнительный доход по сравнению с МРОТ работающим гражданам, то хочется напомнить, что чаще всего минимальная заработная плата в регионах увеличивается исходя из географических, природных, климатических условий, например в районах Крайнего Севера, либо исходя из возможностей бюджета региона, экономики региона. Ну не может вся страна жить... хотелось бы, чтобы вся страна жила так, как живёт Москва, и чтобы такие же были возможности, как у Москвы, но мы понимаем, что сегодня всё не так.
Мы от имени ЛДПР призывали и призываем, вносили и будем дальше вносить свои предложения. Мы считаем, что МРОТ должен быть обеспечен ростом более серьёзным, то есть темпы роста должны быть более серьёзные, сегодня не менее 30 тысяч должен быть МРОТ.
Татьяна Алексеевна Голикова, выступая здесь, сказала, что предполагаемый МРОТ со следующего года... это коснётся работников в основном социальной сферы, бюджетной сферы — порядка 5 миллионов наших граждан будут получать зарплату на уровне МРОТ, то есть это достаточно приличное количество.
Мы считаем, обеспечивая рост МРОТ, одновременно надо ещё рассматривать вопрос, связанный с введением прогрессивной шкалы налогообложения. При этом прогрессивная шкала — это не только увеличение для тех, кто получает много, но и снижение вплоть до нуля для тех, кто получает мало. До начала 2000-х у нас не было плоской шкалы, мы её ввели, когда надо было вытаскивать экономику из тени. Сегодня совершенно другая ситуация в стране, другие методы администрирования, другая ответственность за невыплату зарплаты, другая ответственность за зарплаты в конвертах, поэтому бояться, что бизнес начнёт уходить в тень, как это было раньше, так сильно не нужно. А вот добиваться того, чтобы росла заработная плата...
Но вот добиваться того, чтобы у нас работали принципы справедливости, которые работают в развитых странах и обеспечивают прогрессивную шкалу налогообложения и соответствующий социально ориентированный подход, стремиться к этому надо. Мы уже сделали один шаг — у нас 15 процентов, а не 13 для тех, кто получает более 5 миллионов, и эти деньги окрашены, они идут на лечение орфанных заболеваний.
Кроме этого, мы считаем, что надо установить пределы минимальной стоимости часа. Это прежде всего касается тех, кто работает в формате неполной занятости. Если посчитать, сколько стоит у нас час сегодня, то это оценка труда, несопоставимая с показателями в самой отсталой европейской стране. У нас труд, к сожалению, унижен, недооценён, и мы должны делать всё, чтобы эту ситуацию кардинально менять.
Ну и не могу не остановиться на ещё одной проблеме, с которой сталкиваются наши работники, в том числе те, кто получает зарплату на уровне МРОТ. Хорошо, что несколько лет назад мы приняли решение: у нас с тех, кто получает зарплату на уровне МРОТ, не взимается НДФЛ; это уже задача работодателя — взносы и налоги, если зарплата на уровне МРОТ, это гарантированная выплата. Но всё равно этого явно недостаточно. Посмотрите, сколько семей, получив заработную плату, оплатив коммуналку, купив самое необходимое, выпадает за черту бедности и живёт потом ещё на дополнительные универсальные пособия.
А ещё на работе работодатель их мучает, в том числе специально, чтобы работник написал заявление — по собственному желанию, с помощью такой методики, как злоупотребление правом использования ненормированного рабочего дня. И здесь мы давали свои предложения. Сегодня за ненормированный рабочий день предоставляется либо отпуск, либо денежная компенсация. В данном случае в действующих нормах подход не дифференцирован. Нам надо подумать и поддержать предложение, чтобы дифференцированно подходить, работать должен принцип: чем больше перерабатываешь, тем выше компенсация или дольше отпуск. Должны быть обозначены границы, должно быть понятно, кого точно нельзя привлекать, кого можно привлекать к ненормированному рабочему дню только по добровольному согласию, и должны быть установлены пределы — сколько часов в год можно в формате ненормированного рабочего дня перерабатывать. Сегодня же получается, что ненормированный рабочий день может быть постоянно действующей нормой. Цель, как я уже говорил, либо экономия денег в фонде заработной платы, так как не надо нанимать дополнительного сотрудника, либо изматывать сотрудника и выживать его с рабочего места.
ЛДПР поддерживает данную инициативу, призывает всех депутатов и правительство сообща работать над тем, чтобы у нас в России труд оплачивался достойно. Слава богу, что мы вышли на решение, когда МРОТ растёт более серьёзными темпами, чем он мог бы расти, тем более в тех условиях, в которых мы живём. Но с учётом того, что у нас абсолютное большинство получателей на уровне МРОТ — это те, кто трудится в бюджетной сфере, мы должны о них подумать и не демотивировать их такими маленькими заработными платами, поскольку это оголяет рынок труда и эти дырки приходится затыкать приглашением иностранной рабочей силы со всеми вытекающими негативными последствиями.
Спасибо за внимание!